Лектор подчеркнул, что «основным инструментом европейской гарантии качества выступает Европейская структура квалификаций, включающая 8 уровней. Уровни 6-8 (бакалавр, магистр, доктор) – продукт Болонской декларации, уровни ниже 6-го – Копенгагенской структуры квалификаций для среднего профессионального образования. В части результатов обучения все, чем мы располагаем на сегод
Ставка сделана на профессиональную мобильность, а основным инструментом ее развития выступает Директива 2005/36/ЕС Европейского парламента и совета от 7 сентября 2005 года о признании профессиональных квалификаций, согласно которой институты и государства-члены Европейского Союза должны содействовать трудоустройству и предоставлению услуг посредством консолидации существующих норм профессионального признания в регулируемых профессиях.
Как результат, в настоящее время на первый план выдвигаются вопросы взаимного признания академических степеней и структур квалификаций, разработки результатов обучения и компетентностных профилей, а также международного сотрудничества в области гарантии качества.
«На сегодняшний день, – подчеркивает Иринг Вассер, – в Европе достигнуто осознание того, что разработка и внедрение данных инструментов прозрачности, носящих преимущественно процедурный характер, – мера необходимая, но недостаточная для развития профессиональной мобильности, то есть свободы перемещения трудовых ресурсов на общеевропейском рынке труда. Европейский Союз выдвигает требование о взаимном признании компетенций в соответствии со стандартами профессиональной деятельности, что помогло бы устранить препятствия в реформировании в области трудоустройства между отдельными странами Европы в долгосрочной перспективе».
Так что же волнует опутанную сетями подобных агентств Европу, которая на протяжении последних десяти лет в числе основных задач Болонских реформ рассматривала развитие академической мобильности студентов, преподавательского и административного состава вузов? Как известно, именно для достижения этих целей в странах, подписавших Болонскую декларацию, вводились два цикла обучения, система накопления кредитных единиц по типу ECTS и прочее.
Предметный уровень представлен такими организациями, как Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE), Европейская сеть гарантии качества образования по информатике (EQANIE), Европейская ассоциация консерваторий (AEC), Комитет по присуждению знаков Европейской химической тематической сети (ECTNA) и рядом других.
На континентальном уровне действуют ENQA – Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании, ECA – Европейский аккредитационный консорциум, CEENQA – сеть агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы, CANQA – Центрально-Азиатская сеть гарантии качества и аккредитации и APQN – Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества.
Первый представлен INQAAHE – Международной сетью агентств гарантии качества в высшем образовании, которую докладчик сравнил с ЮНЕСКО в рассматриваемой сфере.
Большое впечатление на участников конференции произвел доклад президента Сети агентств гарантии качества стран Центральной и Восточной Европы CEENQA, директора Агентства по аккредитации программ в области инженерии, информатики, математики и естественных наук Германии ASIIN Иринга Вассера «Болонский процесс – 2020: новые тенденции в развитии гарантии качества образования в Европе». В мировом масштабе он обозначил три уровня действия организаций гарантии качества на сегодняшний период: глобальный, европейский (континентальный) и предметный (профессиональный).
В работе конференции приняли участие зарубежные гости: руководители и сотрудники нескольких европейских аккредитационных агентств: Хорватии, Словакии, Чехии, Эстонии и Казахстана.
Особый интерес у слушателей вызвала тема развития общественно-профессиональной аккредитации в России. Свое видение этого вопроса высказали представители сразу трех российских агентств общественно-профессиональной аккредитации: В.Г. Наводнов, директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр), С.И. Герасимов, директор Аккредитационного центра Ассоциации инженерного образования России (АЦ АИОР), и В.Д. Шадриков, председатель Высшего экспертного совета Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).
Цель – взаимное признание компетенций
В первой декаде ноября в Москве прошла VI Всероссийская конференция Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования». Для самой гильдии она стала юбилейной, поскольку именно на конференции 2006 года было принято решение о создании организации. В работе форума приняли участие 125 экспертов высшего образования – руководители вузов, управлений, факультетов и кафедр. Обсуждались актуальные проблемы, такие как разработка внутривузовских систем гарантии качества, подготовка выпускников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, роль органов студенческого самоуправления в обеспечении качества высшего образования, и главная – как основным положениям Болонского процесса безболезненно влиться в российскую систему ВПО.
К профессиональной мобильности вместе с Европой
Профессиональная мобильность как инструмент гарантии качестваВ настоящее время в Европе на первый план выдвигаются вопросы взаимного признания академических степеней, а также международного сотрудничества в области гарантии качества. Ставка сделана на профессиональную мобильность, а основным инструментом ее развития выступает Директива, согласно которой институты и государства-члены ЕС должны содействовать трудоустройству и предоставлению услуг посредством консолидации существующих норм профессионального признания.Просмотров: 122
Поиск по сайту ХЛогинПароль Войти через: Электронный журнал об образованииНовости учебных заведений. Аналитические материалы. Мнение экспертов.Читайте нас всоциальных сетях ВУЗы Образование в России Качество образования Рынок труда Наука Журнал
Профессиональная мобильность как инструмент гарантии качества
Комментариев нет:
Отправить комментарий